МОУ "СОШ №13 г.Пугачева имени М.В.Ломоносова"
город Пугачев, Саратовская область
  • Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

    Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

    Внешние исследования функциональной грамотности

    Исследование

    Что проверяет

    Какие классы

    Когда проходит

    Когда ближайшее

    TIMSS

    Качество математического и естественно-научного образования

    4-е и 8-е

    Раз в четыре года

    2023 год

    PIRLS

    Качество чтения и понимания текста https://niva-schkola.edusite.ru/images/clip_image002.png

    4-е

    Раз в пять лет

    2021 год

    PISA

    Все виды грамотности

    15-летние школьники

    Раз в три года

    2021 год

    Оценка качества образования по модели PISA

    Качество математического и естественно-научного образования

    8-е и 9-е

    Раз в четыре года

    2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

    В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки

    функциональной грамотности обучающихся

    Нормативно-правовые документы федерального уровня

    УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

     Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.

     Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении   работы по повышению функциональной грамотности.

     Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

     Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

    Нормативно-правовые документы регионального уровня

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования» 

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год» 

    Нормативно-правовые документы МОУ «СОШ №13 г.Пугачева имени М.В. Ломоносова»

    Приказ от 26 августа 2022г.   № 285 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся»

    ПРИКАЗ от 01.09.2023г. №263 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год

    ССЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1. Электронный банк заданий:     https://fg.resh.edu.ru/

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa               

     3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

     http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования 

      http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов 

    http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

    7.Издательство «Просвещение»  https://media.prosv.ru/fg/

    8. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    9. Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

    10. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности  https://uchitel.club/webinars

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie