МОУ "СОШ №13 г.Пугачева имени М.В.Ломоносова"
город Пугачев, Саратовская область
  • Страничка педагога-психолога

     


     


     

       

      

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

     

    2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был учрежден резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21 января 2008 года в целях привлечения внимания к проблемам детей, страдающих аутизмом.

    Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии; ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

    Педагогами-психологами школы для обучающихся 3 Б класса был проведен тематический классный час с просмотром фильма «Каждый 88». По завершению занятия ребята приняли участие в акции «Зажги синим», целью которой является поддержка людей, имеющих данное расстройство.



    19 января 2024 года в рамках областной акции "Единый день профилактики" в школе для учащихся  6, 9 и 10 классов педагогами-психологами  были проведены беседы и тренинги на тему: "Профилактика преступлений и правонарушений против половой неприкосновенности". В ходе беседы были разъяснены понятия и виды правонарушений, ответственности за них. Ребятам повторили "правила пяти нельзя".

     

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ, ПОСВЯЩЕННОЕ
    МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ИНВАЛИДА

     

            Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечается Международный День инвалида. Это не праздничная дата, а напоминание о том, что рядом с нами живут люди с ограниченными возможностями, им труднее, чем всем остальным, и наш долг – уделять им внимание, помогать и словом, и делом.
              Педагогами-психологами (Сушкина О.Е., Шолохова А.Н.) школы в 3 классе (кл.рук. Самылкина Л.Н.) было проведено психологическое занятие с элементами сказкотерапии, где ребята могли почувствовать себя слепыми медвежатами и понять как трудно приходится людям с проблемами со зрением. Учащиеся имели возможность рассказать о своих чувствах, которые они испытали в ходе упражнения и сделали выводы о необходимости уважать и помогать людям с ограниченными возможностями.      

    Творите добро и помогайте людям!

      

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    24 ноября 2023 года в рамках «Недели психологии», в 10 – 11 классах педагогом-психологом Шолоховой А.Н. проведены занятия с элементами сказкотерапии. Занятия направлены на коммуникацию и коллективное взаимодействие.

     

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В рамках Недели психологии 23 ноября 2023 года педагогом-психологом А.Н. Шолоховой в 8 «Г» классе (классный руководитель Малогина О.А.) проведено тренинговое занятие, направленное на сплочённость и дружбу учащихся.

    Ребята передавали добрые пожелания, улыбки и хорошее настроение друг другу. Раскрыли тему дружбы и обсудили важные элементы дружбы, такие как доверие, взаимопонимание, поддержка и взаимовыручка!

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С 13 по 20 ноября в школе прошли мероприятия посвященные «Дню правовой помощи». Основной целью проведения мероприятий является правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетних и их семей. Педагогами – психологами школы, О. Е. Сушкиной и А.Н. Шолоховой, во 2ом и 5ом классе были проведены занятия  с учащимися направленные на формирование безопасного поведения, с элементами сказкотерапии.

    Завершающим мероприятием «Недели правовой помощи» прошло заседание круглого стола «Диалог со взрослым», где учащиеся имели возможность задать интересующие их вопросы сотрудникам ведомств системы профилактики.

      

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    16 ноября весь мир отмечает Международный день толерантности.

    Этот праздник довольно молодой, но заслуживает огромного уважения. Актуальность этого праздника заключается в том, что в современной жизни зачастую люди склонны относится враждебно к людям, которые отличаются по внешнему виду, цвету кожи, физически ….. и т.д.

              Толерантность (терпимость) – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

              С 13 по 17 ноября 2023 года в нашей школе проводились мероприятия в рамках «Недели толерантности».

              Для учащихся были проведены классные часы, беседы, психологические занятия на развитие добрых качеств и взаимоуважения с окружающими.

              В течении недели в фойе школы располагался ящик «Добрые пожелания», в который каждый участник образовательного процесса имел возможность опустить конверт с добрыми пожеланиями.  Какое же прекрасное настроение и положительные эмоции испытывали получатели «писем добра».

              В нашей школе учатся ребята разных национальностей, но они должны находить общий язык, общие интересы, дружелюбно относится друг к другу. Помнить о том, что все мы разные, но мы равные!

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Адаптация  учащихся.

    Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил.

    Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них.

    При переходе на новую ступень обучения учащимся пятых, десятых классов приходится преодолевать ряд трудностей.

    Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в обучении. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне. В период адаптации обнаруживается снижение успеваемости, мотивации к учению, выявляются уровни тревожности. Именно в этот период необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

    На протяжении первой четверти педагогами-психологами школы проводились диагностические исследования путем: наблюдения, анкетирования учащихся 5х, 10 классов, анкетирования родителей 1х классов, анкетирования классных руководителей и проведения входных диагностических занятий «Первый раз в первый класс», среди родителей учащихся первых классов  распространены  памятки. На сайте школы даны рекомендации «Как помочь ребенку избежать срывов и болезней в период адаптации».

    Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений.


       

    С 15 сентября по 15 октября 2023 года педагогами-психологами школы было проведено социально-психологическое тестирование учащихся.

    Проблема профилактики и раннего выявления зависимых форм поведения у школьников и молодежи является приоритетной для региональной системы образования. В сохранении здоровья подрастающего поколения в равной степени заинтересованы и семья, и социум.

    Действенным механизмом ранней профилактики остается ежегодное социально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования.

    Анкетирование обучающихся проводится конфиденциально в онлайн-формате, исключительно при соблюдении принципа добровольности и наличии информационного согласия обучающихся и их родителей / законных представителей.

    Базовая цель социально-психологического тестирования: определить образовательные учреждения с высокой долей численности учащихся, демонстрирующих психологическую готовность к аддиктивному поведению.

    Полученные результаты применения методики используются для согласования и корректировки намеченных планов профилактической работы, в частности, пошкальный анализ на уровне учреждения позволяет определить направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся и родителей, профилактическую деятельность в работе с классом, группой.

    Следует понимать, что анкетирование может зафиксировать только вероятность вовлечения обучающихся в зависимое поведение и не может быть использовано для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента.


     

    В рамках Недели психологии А.Н. Шолохова, педагог-психолог, в 3-х и 6х классах провела занятия с элементами тренинга «Мы выбираем дружбу», групповые занятия и упражнения «Дождь в лесу», «Трон», «Магазин игрушек» и др. Занятия были направлены на развитие чувств эмпатии, релаксации. Ребята усвоили, что самое важное при общении, принимать чужое мнение, умение слышать других людей.

    6 октября 2023 года в 6 классе педагогом-психологом Сушкиной О.Е. проведен классный час на тему «Учимся стоить отношения».

    Не всегда ребята хотят и могут взаимодействовать друг с другом. Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

    Педагогом-психологом школы, Шолоховой А.Н., в 10 -11 классах были проведены упражнения "Мы похожи?", "Броуновское движение" нацеленные на сплочённость, дружбу и адаптацию. Ребята узнавали своих  одноклассников по голосу, по движению, при этом закрыв глаза. Занятия прошли позитивно и дружно.
     

    Рекомендации родителям по подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ.

    Уважаемые родители!

    Приближается пора сдачи экзаменов! Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для наших выпускников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько ребята готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

    Поведение родителей

    В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребёнку успешно справиться с собственным волнением.

    Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

    Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ребенку о том, что он – самый любимый, и что всё у него в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

    Организация занятий

    Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные. И вот именно в разработке индивидуальной стратегии, родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности, развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

    Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

    Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

    Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

    Режим дня

    Не допускайте перегрузок ребёнка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

    Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

    Рекомендации родителям

    Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнять несколько советов:

    Не тревожьтесь сами! Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

    Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.

    Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок. Посоветуйте вовремя сделать передышку. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.

    Обратите внимание на питание ребёнка! Исключить чипсы, газированную воду, кофеин содержащие напитки. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.

    Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

    Непосредственно, во время подготовки к экзаменам важно обходиться без допинга (кофе, крепкий чай, энергетические напитки, тж. нервная система и так на взводе). Немалый вред может нанести работающий телевизор, радио. Ребёнок может слушать музыку во время подготовки, но пусть эта музыка будет без слов, инструментальная.

    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу;

    внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

    если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

    если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

    Не критикуйте ребёнка после экзамена.

    ПОМНИТЕ: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.

    Родители не могут ВМЕСТО ребёнка сдать экзамены, но они могут быть ВМЕСТЕ с ребёнком во время его подготовки к экзамену.

    Уважаемые родители, провожая сына или дочь на экзамен, проверьте, пожалуйста, наличие у них необходимых документов.

     Педагог-психолог                                                          Шолохова А.Н.


    Памятка

    по профилактике суицидального поведения подростков.

    Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая - это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь - это непоправимая трагедия.

    Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.  Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.

    Как понять, что ребенок решился на самоубийство

    Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

    1. Словесные признаки.

    Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом: прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить"; косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться"; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

    2. Поведенческие признаки.

    Подросток может: раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами; демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

    - в еде - есть слишком мало или слишком много;

    - во сне - спать слишком мало или слишком много;

    - во внешнем виде - стать неряшливым;

    - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

    - замкнуться от семьи и друзей;

    - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

    проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

     3. Ситуационные признаки.

    Подросток может решиться на самоубийство, если он:

    социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

    живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

    ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

    предпринимал раньше попытки суицида;

    имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

    перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

    слишком критически настроен по отношению к себе.

    При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде рекомендуется:

    внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

    правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

    не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

    не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

    постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

    не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

    стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

    Если замечена склонность к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

    1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

    2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.

    3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.

    4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

    5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

    Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

    Рекомендации родителям

    Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

    анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

    учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

    воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

    не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

    не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

    обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

    записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

     

    Типичные ошибки и заблуждения,
    бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств

    Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

    Заблуждение 2.  Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

    Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

    Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.

    Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

    Заблуждение 6. Существует некий тип людей,"склонных к самоубийству"

    Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

    Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.


    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie